Образование и
воспитание
1 сентября 1944 года была организована начальная школа для
детей завода № 261. Заведующей была Лутошкина В. Г.
Учителями начальных классов: Вершинина А. Ф. и
Чистякова Л. А. Школа занимала несколько комнат в бараке (на
этом месте сейчас школа 51), но затем была переведена в финский домик по
ул. Уральской.
1 сентября 1947 года появилось первое
типовое школьное здание по ул. Строителей. В нем организовали среднюю
школу № 120 (позднее 41-я). Директором школы был Лутошкин Дмитрий
Иванович.
Летом 1948 года на базе отдыха
завкома № 9 «Зеленый мыс» и постройкома на Белоусовском озере были
организованы пионерские лагеря, в которых прошла детская оздоровительная
кампания. В 1948 году в помещении школы 120 была организована
школа рабочей молодежи № 123. Вслед за ней открыли ещё несколько ШРМ.
Летом 1949 года в пионерском лагере «Зеленый мыс» отдохнуло
588 детей. Для их отдыха было затрачено 90 тысяч рублей
родительских денег и 109 тысяч рублей организации. Воспитателем был
Чазов М. Д. - учитель школы поселка Верх-Нейвинск, биолог,
краевед.
1 сентября 1949 года была открыта еще одна школа -
121, по ул. Ленина, 34. Школа была мужской (обучение мальчиков и
девочек было раздельное). Обязанности директора исполнял
Лутошкин Д. И., а через год его назначили школьным инспектором,
и школу принял новый директор - выпускник географического факультета УРГУ
Фатильников А. И. В том же году в помещении школы 121
(мужской) была организована Детская техническая станция. Позже, в
1955 году, она вошла в состав Дома культуры.
1 сентября 1950 года открылась
школа-семилетка № 122, по ул. Первомайской (на месте нынешнего
ЦИПКа).
1 сентября 1951 года открылись: школа-семилетка
№ 124 по ул. Мичурина и школа № 125 по
ул. Ленина, 69.
В этом же году была создана школьная
инспекция во главе с Лутошкиным Д. И.
В октябре 1951 года была создана школа для
переростков № 126. Находилась она в помещении школы № 125.
В 1952 году работало 11 школ (5 из них - в поселке
Верх-Нейвинск): 4 средних, 5 семилетних, 2 начальных.
Директоров городских школ назначал своим приказом директор завода
(УЭХК).
1 сентября 1953 года открылась новая школа по улице
Привокзальной (Гагарина). Школа получила номер 51, а через две недели и
остальные школы города поменяли номера:120 на 41, 121 на 42, 122 на 45,
123 на 44, 124 на 46, 125 на 43, 126 (школа переростков) на 47. 
С 1954 года Правительством было
введено совместное обучение мальчиков и девочек. В 1955 году, после
присвоения населенному пункту статуса города, был создан городской отдел
народного образования (ГОРОНО). Его заведующим был назначен
Лутошкин Д. И. Отдел народного образования размещался в здании
Горисполкома, а в 1966 году был переведен в здание по
ул. Ленина, 27. С 1956 года в средних школах ввели:
преподавание ручного труда в 1-4-х классах, практические занятия в
мастерских и на опытных участках в 5-7-х классах, практикумы по сельскому
хозяйству, машиноведению и электротехнике в 8-10-х классах.
Правительство отменило плату за обучение в
старших классах. Начиная с 1955 года, каждый год строились здания для
школ. В них открывались новые школы, иногда переводились старые школы из
менее приспособленнных зданий. В 1957 году стали создаваться
пионерские организации. В 1958 году по Постановлению Правительства в
школах было введено одиннадцатилетнее производственное обучение и
обязательное восьмилетнее образование. Школа 42 освоила производство
слесарных станков, а школа № 41 - токарных станков для
школ-новостроек города. В 1962 году открылась средняя школа № 49
по ул. Победы - первая в городе школа с производственным обучением. В
1964 году открылась средняя школа с политехническим обучением по
ул. Ленина, 99. В 1964 году заведующим ГОРОНО назначили
Сивачева А. А.
В 1964 году учащиеся школ нашего города участвовали во Всесоюзной
заочной спартакиаде школьников и заняли первое место.
В 1970 году развернулись работы по
созданию в школах Ленинских комнат, музеев, залов в честь 100-летия со дня
рождения Ленина. В июне 1970 года на детской турбазе проведен
очередной слет юных туристов школ города. В слете приняли участие юные
путешественники всех школ города. В программе слета – конкурс материалов
из турпоходов по родному краю, туристская полоса препятствий, конкурс
туристской песни. В дальнейшем городской турслет стал проводиться на
турбазе ежегодно. В 1973 году все школы города перешли на кабинетную
систему занятий. В первом конкурсе на лучший кабинет был признан кабинет
истории в школе № 43.
В этом же году, с открытия в школе
№ 57 музея Николая Островского, и в других школах города стали
создаваться музеи А. Гайдара, Я. Свердлова, музеи Боевой Славы.
Летом 1975 года старшеклассники были организованы в трудовые отряды
на работы по благоустройству города, а с 1980 года на базе совхоза
«Уральский», в деревне Починок был создан стационарный лагерь труда и
отдыха для старшеклассников. В 1983 году заведующей ГОРОНО стала
Чернышева В. А. В 1984 году началось социалистическое
соревнование общеобразовательных школ на лучшую подготовку к учебному
году. Первыми победителями стали школы: 57, 41 и 53. В 80-х годах школы
начали оснащаться вычислительной техникой, началось обучение детей с 6-ти
летнего возраста, открылся Межшкольный учебно-производственный комбинат,
построено новое здание Детско-юношеской спортивной школы.
1 сентября 1985 года в школах города был
проведен День знаний... В 1987 году заведующим ГОРОНО был назначен
Семенов Геннадий Демьянович. В 1994 году ГОРОНО был преобразован в
Управление образования городской Администрации. Сегодня в городе работают
20 школ, в том числе гимназия, школа с углубленным изучением английского
языка, школа-интернат, вспомогательная школа, школа для детей с задержкой
психического развития, физико-математическая школа, вечерняя школа
работающей молодежи. Практически каждая школа ищет новые способы обучения
и воспитания. Открыты три экспериментальные площадки: «Экополис, культура,
здоровье» - в школе 41, «Русская школа» - в школе 46, «Школа
завтрашнего дня» - в школе 55. Возрождает традиции русской гимназии
коллектив первой городской гимназии. Учащимся предоставляется право выбора
спецкурсов и факультативов, расширен учебный план.
Для учеников, склонных к изучению
метематики и физики, открыта специализированная школа при МИФИ-2. В школе
- два иностранных языка, риторика, мировая художественная культура,
история философии. Над развитием способностей каждого ребенка работают в
школах полного дня 56 и 58, а в средней школе 45 - над внедрением
разноуровнего обучения в 5-11-х классах. Школа 42 - с углубленным
изучением экономики и права. В школе 52 большое внимание уделяют
развитию речи младших школьников, а в школе 43 - изучению мировой
художественной культуры, истории и религии. Школа 54 - экологического
профиля. Художественное и музыкальное воспитание учащихся ведется в школах
57 и 49. Педколлектив школы-интерната 53 Олимпийского резерва
работает по направлениям: спорт и здоровье, эстетическое и трудовое
развитие учащихся. С детьми, имеющими нарушения центральной нервной
системы, работа в школах 50 и 59 проходит под наблюдением медицинских
работников. Во внеурочное время для учащихся есть Центр творчества
учащихся, Станция юных техников, спортивные школы.
12% педагогических кадров школ города имеют высшую категорию, 17% -
первую, 19 учителей имеют грант Сороса. 12 учителей имеют звание
«Заслуженный учитель школы».